Пропустить навигацию.

OPENGLISH.RU: Open English Project OPENGLISH.RU: Open English Project

Грамматика

1. Как строится английское предложение.

В первой части мы сравнили построение английского предложения с детским конструктором, в котором из отдельных деталей можно собирать блоки, а затем игрушечные домики. И детали и блоки при строительстве превращаются в функциональные части дома – пол, стены, крыша и т.п. И в настоящем доме то, из чего он постепенно собирается, по отдельности никаких функций (т.е. работы в переводе с латыни) не выполняет. Только в готовом доме, где у каждого элемента свои функции: крыша защищает от дождя и снега, стены – от ветра и нежеланных гостей, и так далее. Теперь приведем еще одно сравнение – с компьютерными слотами, т.е. пазами, в которые можно вставлять разные детали.
 

 
И что не менее важно – все пазы соединены определенным образом между собой (проводами или специальным соединением на плате):
 

 

И вот только после того, как все нужные элементы вставлены в соответствующие слоты, компьютер начинает работать (отдельные детали интересны только тем, кто компьютеры собирает или чинит). Конечно, есть разница в том, что в слот компьютера можно вставить только детали одного типа, в то время как слова и словосочетания при построении предложения можно часто «вставлять» на разные позиции, но суть та же – возможные позиции элементов предложения можно сравнить со слотами компьютера, а слова и словосочетания – с деталями. И только когда мы правильно вставили нужные «детали» в «слоты», предложение «заработает» правильно. Как пример, возьмем такое предложение:

Gave her sister a toy the girl.

Здесь даже догадаться, что оно значит, непросто, так как части вставлены не туда. И совсем другое дело, если части предложения встают на нужные позиции.

[The girl] [gave] [her sister] [a toy].

2. Реальность и грамматика

Зарисуем в виде небольшой схемы то основное, что можно выделить в любой ситуации:

 

 

И описывается это с помощью членов предложения. Причем практически во всех наших пособиях «для простоты» принято считать, что в английской грамматике такие же члены предложения как и в русской. Поначалу, это, может быть, и проще, но затем создает сложности при чтении англоязычных пособий, поэтому лучше сразу же исходить из принятого в англоязычной литературе. Английских членов предложения тоже пять, но они несколько другие, и чтобы не путать с русскими, будем называть их элементами поредложения (Sentense elements/Clause elements). Вот они:

Эти предложения сообщают нам, что мой брат будет выступать на собрании, любит свою жену, очень умный, что он журналист, и на их примере можно увидеть все отличия английских элементов предложения от русских членов предложения:

1. Английские Подлежащее (Subject) и Дополнение (Object) – это вся группа слов, вместе с определениями.
2. Глагол (Verb) в английской грамматике – это и часть речи и элемент предложения (во втором случае часто в виде составной глагольной формы). Хотя и англоязычные авторы признают, что это может приводить к некоторой путанице, так исторически сложилось. Чтобы этой путаницы избежать, предлагают, например, писать названия элементов предложения с заглавной буквы.
3. То, что в русской грамматике называют именной частью составного сказуемого, в английской – отдельный элемент предложения, который называется Комплемент (Complement).
4. Английское Обстоятельство (Adverbial) достаточно похоже на русское (некоторые отличия лучше изучить позже).

Привыкнуть к этому достаточно просто, а такая система и имеет свои большие преимущества. Глагол – это центральный элемент предложения и уметь его находить надо обязательно, а после этого и остальные элементы найти несложно. И, кроме того, будет гораздо меньше сложностей при чтении англоязычных пособий, а они весьма полезны.

И легко увидеть, что все элементы предложения строго соответствуют тем четырем сторонам действительности, которые необходимо описывать в предложениях:

1. Подлежащее и дополнение описывают действующих лиц в ситуации.
2. Глагол описывает действие или состояние.
3. Комплемент описывает определенные свойства и характеристики действующих лиц.
4. Обстоятельства описывает характеристики действий или сотояний, как и каким образом они происходят.

Разницу между дополнением и комплементом легко увидеть на таком примере:

Jane kissed [her teacher].
Jane is [a teacher].

В первом случае учитель – это второе действующее лицо в ситуации, а во втором – лишь описание Джейн, кем она является.
И еще нужно добавить, что кроме использования комплемента свойства предмета можно описать и с помощью определения (в английской грамматике оно входит в подлежащее или дополнение).

Так вот, элементы предложения можно сравнить с компьютерными слотами и расположены они в базовом виде следующим образом:

Менять этот порядок можно (о чем отдельный разговор), но по достаточно жестким правилам и возможностей для этого гораздо меньше, чем в русском языке.

3. Заполнение элементов предложения

Следующий вопрос – как эти «слоты» заполнить.

Понадобятся, разумеется, слова и все тем же четырем сторонам реальности соответствуют четыре смысловые части речи.

Каждой смысловой части речи соответствует еще одна служебная, которую при желании можно считать подклассом соответствующей смысловой части речи.

1. Местоимения в некоторых современных грамматиках рассматриваются как подкласс существительных, так как описывают они, в общем-то, то же самое, что и существительные.
2. Служебные глаголы можно рассматривать как подкласс глагола, что чаще всего и делается в учебной литературе.
3. Уточнители, т.е. артикли и другие слова, показывающие идет ли речь об определенном предмете или нет, в старых грамматиках считались подвидом прилагательных (и сейчас это часто так обозначается в словарях).
4. Наречные частицы, т.е. короткие слова в сочетаниях типа 'gut up', 'get down', 'get over' и т.п. часто считаются просто подвидом наречий.

И две чисто служебные части речи – предлог и союз.

Таким образом, можно выделить десять частей речи, но при желании сократить их до минимального количества – шести. Чаще всего в учебных пособиях выделяют восемь – noun, pronoun, verb, adjective, determiner, adverb, preposition, conjunction.

Есть еще междометия (interjections), но они важны только с точки зрения лексики, а в грамматике вообще не рассматриваются, так как никогда не вступают ни в какие связи с другими словами.

Отдельные слова – это «кирпичики» для построения предложений, но говорят, разумеется, и по-русски и по-английски не отдельными словами, а словосочетаниями. И в английском языке есть четкая система их классификации – называются такие типовые словосочетания группами (phrases/groups). При этом словосочетания образуются со всеми шестью базовыми частями речи, но придаточные союзы образуют уже не группы, а придаточные части предложения (клозы). Таким образом получается пять групп и в простом виде они выглядят так:

Это типичные простые случаи, чтобы понять суть – в дальнейшем нужно будет изучить и другие многочисленные варианты. Причем все смысловые слова могут употребляться и отдельно (это можно считать частным случаем группы), а предлоги обязательно требуют к себе и других слов.

Каждая группа «работает» в предложении как одно слово:

1. Группа существительного точнее описывает «действующих лиц», чем «одиночное» существительное.
2. Глагольная группа дает гораздо более широкие возможности для описания действия
3. Группа прилагательного точнее описывает свойства лиц и предметов.
4. Группа наречия и предложный оборот описывают обстоятельства совершения действий и предложный оборот позволяет это сделать более детально.

И эти группы можно по определенным правилам «вставлять» в разные слоты, где они уже будут играть те или иные роли элементов предложения.

В «слот Глагол» можно вставлять глагольную группу (это вообще единственная возможность)

     She [is playing] in the garden.

В «слот Подлежащее» можно вставлять группу существительного.

     [A big cat] sat on the mat.

В «слот Дополнение» можно также вставлять группу существительного.

     He bought [a new shirt].

В «слот Комплемент» можно вставлять группы существительного и прилагательного.

     She is [a teacher].
     She is [very nice].

В «слот Обстоятельство» можно вставлять

   She runs [very quickly].
   She lives [in a big house].
   She cleans her room [every day].

И во все «слоты» (кроме Глагола) можно вставлять придаточные части предложения и безличные обороты – это уже лучше рассмотреть отдельно.

4. Внутреннняя структура словосочетаний

Как мы увидели выше, пять элементов предложения располагаются в определенном порядке, чтобы описать четыре важнейшие стороны той ситуации, в которой идет речь в предложении (для описания действующих лиц «выделены» два элемента предложения – подлежащее и дополнение). Но примерно то же самое происходит и внутри групп – там тоже есть свои элементы, которые необходимо располагать в определенном порядке. Ничего сложного в этом нет и близко, что можно увидеть на примере группы существительного.

1. Произнесем или напишем существительное 'car'/машина. Машин в мире сотни миллионов и пока никакой конкретики нет.
2. Добавим прилагательное в качестве определения – 'red car'/красная машина. За счет этого уже происходит определенное приближание к реальности – красных машин уже значительно меньше и вполне возможно речь идет о спортивной машине (а если мы говорим по-русски, то уже можно, например, отбросить стиральные машины – они не бывают такого цвета).
3. И, наконец, добавим еще уточнитель – наприме his или that. И тут уже полный переход от общего к конкретному – речь уже об одной, совершенно определенной машине.
4. И, как в русском, так и английском, можно добавить еще и определение, которое идет после определяемого слова – например the red car wich he bought yesterday (может быть, у него несколько красных машин и так можно уточнить какая из них).

Таким образом, в группе существительно есть четыре слота и заполнять их необходимо именно в этом порядке. Невозможно сказать 'red the car wich he bought yesterday', 'the red wich he bought yesterday car' или 'car the red wich he bought yesterday' – элементы нужно располагать точно в определенном порядке.

И тоже есть некоторые разные возможности заполнения «слотов".

1. В первый слот можно (и чаще всего нужно) «вставлять» уточнитель – это самый распространенный случай. И это может быть притяжательный падеж (Genitive case) существительного.

2. Во второй слот можно поместить или группу прилагательного (или, разумеется, просто прилагательное) или существительное.

3. В третий, основной, слот помещается существительное или местоимение one (другие обычно в этом случае обычно заменяют всю группу).

4. И четвертый слот дает наиболее разнообразные возможности – это может быть и предложение (как в примере выше), и предложная группа, и инфинитив.

4. Грамматические термины и понятия

Можно спросить – а надо ли это все? Какие-то уточнители, комплементы – не лучше ли учить «живой язык»?
Во-первых, одно другому совершенно не мешает и, более того, второе является, конечно, главным. Но одно дело, когда язык учится в детстве, когда помогают родители и бабушки с дедушками, часами исправляя все ошибки ребенка и подсказывая ему как правильно. И совсем другое – уже в зрелом возрасте, когда такой помощи нет.
Понимание того, как строится предложения (а при этом вводится определенные понятия: из каких элементов оно состоит и как они связаны между собой и термины – лишь названия для этих понятий), очень помогает и может в очень значительной степени заменить вот эту необходимую помощь, которую при изучении иностранного языка получить вне погружения в среду очень сложно.
Один пример. Именно от разбиения на элементы зависят возможные небольшие паузы, правильная расстановка которых – неотъемлемая часть естественно звучащей речи. Например, небольшую паузу можно делать после достаточно длительного подлежащего, перед обстоятельством или перед тоже достаточно длительным определением, но такой паузы не должно быть между глаголом и дополнением.

5. Структура курса

И, исходя из сказанного, курс построен следующим образом.

Глава 1. Описание главного действующего лица – Подлежащее. В этой роли чаще всего группа существительного.
Глава 2. Сказуемое – то, что говорится о Подлежащем. Остальные элементы предложения и группы.
Глава 3. Глагольная группа более подробно.
Глава 4. Клоз.
Глава 5. Сложносочиненное предложение – клозы независимы друг от друга.
Глава 6. Сложноподчиненное предложение – один клоз входит в другой. Личные придаточные клозы.
Глава 7. Сокращение придаточных клозов – безличные придаточные клозы.
Глава 8. «Возвращение назад» - употебление клозов внутри групп.
Глава 9. Глагольные конструкции.
Глава 10. Перемещение элементов предложения.
Глава 11. Замена элементов предложения.
Глава 12. Пропуск элементов предложения.

ГЛАВА 1.

В английской традиции предложение состоит из двух частей – подлежащего (о чем говорится в предложении) и сказуемое (что говорится о подлежащем). Это была идея еще Аристотеля и несколько отличается от принятого в русской грамматике.

Начем с подлежащего и что может быть в этой роли чаще всего.

1-1. Подлежащее и группа существительного

 
Повторим рассуждения из первой части курса:

1. Есть четкая связь между описываемым в реальности и частями предложения. В самом простом, базовом (и самом распространенном) случае главное «действующее лицо» в той реальности, которая описывается в предложении, – это человек, животное или какой-то предмет. Он или что-то делает или о нем что-то говорится. И этому человеку или предмету из реальности соответствует в предложении Подлежащее (Subject).

2. И в этой роли выступает обычно существительное (noun) и даже чаще группа существительного (Noun Prhase). Это в самом простом, базовом варианте – уточнитель (determiner) + существительное (noun):

     a cat
     this house
     my bag
     the table

И уточнитель можно в некоторых случаях менять на притяжательный падеж существительного (обычно если речь идет об одушевленных предметах – Jack's car), добавлять определение в виде группы прилагательного (часто отдельного прилагательного) или существительного (a very tall man/a fish market) и всю группу менять на местоимение (a nice lady/she).

Далее мы посмотрим, как необходимые для этой группы части речи могут классифицироваться и менять свою форму.

1-2. Классификация существительных

 

Главная часть такой группы – это, конечно, существительное и посмотрим на самое важное в этой части речи. С точки зрения классификации (это, разумеется, важно, так как разные подклассы существительных «ведут себя» по-разному в предложении), выделим следующее:

Существительные/nouns делятся на имена собственные (proper nouns) – Jack, Ivanov, London, America и т.п., и нарицательные (common nouns) – table, tree, man, theory и т.п.

Нарицательные существительные делятся на исчисляемые (countable nouns) и неисчисляемые (uncountable nouns).

И те и другие могут обозначать конкретные предметы или абстракции.

Countable concrete nouns: tree, cat, toy…
Countable abstract nouns: difficulty, remark…

Uncountable concrete nouns: butter, oil, gold…
Uncountable abstract nouns: music, homework…

Исчисляемые существительные обозначают то, что можно пересчитать. Они могут иметь форму единственного числа (singular form), употребляться с числительными и неопределенным артиклем a/an, а также иметь форму множественного числа (plural form) – a boy/boys, a table/five tables и т.п. К исчисляемым существительным относятся названия, обозначающие следующие понятия:

a) люди, животные, растения и т.п.: friend, cat, bird, rose...
b) конкретные объекты, имеющие форму: ball, car, hat, hand, house…
с) единицы измерений, общества, языка и т.п.: metre, hour, dollar, family, word...
d) отдельные части чего-либо: part, element, atom, piece, drop...
e) некоторые отвлеченные понятия, которые мыслятся как отдельное целое: idea, nuisance, scheme...

Неисчисляемые существительные обозначают материалы, жидкости, отвлеченные понятия и т.п. – все, что не имеет выраженных границ, и что нельзя себе представить как отдельные предметы. С неисчисляемыми существительными не употребляются числительные и в большинстве случаев они не употребляются во множественном числе или с неопределенным артиклем a/an (хотя и бывают некоторые исключения). К неисчисляемым существительным относятся названия, обозначающие следующие понятия:

a) твердые вещества: earth, bread, rice, cotton, nylon…
b) жидкости, газы: water, oil, tea, air, oxygen, steam, smoke...
с) языки languages: English, French, German, Russian, Chinese, Spanish...
d) многие отвлеченные понятия: equality, honesty, ignorance, peace, safety...

Oсновную трудность при расстановке артиклей создают отвлеченные понятия – часто трудно определить, выражаются ли они исчисляемыми или неисчисляемыми существительными. Эту «исчисляемость-неисчисляемость» надо будет запоминать и то, что такие слова как, например, news, advice, lightning или permission относятся к неисчисляемым существительным, может казаться очень непривычным.

Иногда для обозначения двух близких понятий может употребляться неисчисляемое существительное для одного и исчисляемое – для другого:

Fruit is very expensive, but vegetables are cheap.
Wheat is used to make bread; oats are used to make porridge.

Некоторым неисчисляемым существительным соответствуют близкие по смыслу исчисляемые:

     bread / a loaf
     clothing / a garment
     laughter / a laugh
     luggage / a suitcase
     money / a coin
     pay / a payment
     permission / a permit
     poetry / a poem

При этом a play означает «пьеса» (а не любое игровое действие), а work употребляется как исчисляемое существительное в таких сочетаниях как a work of art, the works of Shakespeare, road works.

Неисчисляемые существительные, как правило, не употребляются с a/one и не имеют множественного числа. Какое-то определенное количество в таких случаях может быть выражено

a) словами a drop (для жидкостей) и a piece или a bit (для всего остального): a piece/a bit (разговорно) of papera drop of water и т.п..
b) используя слова, обозначающие определенную форму: a ball of string, a bar of chocolate и т.п.
c) Для обозначения нескольких таких частей употребляется множественное число некоторых слов: bits of paper, drops of water

Часто одно и то же слово может употребляться и как неисчисляемое для обозначения вещества или материала в общем смысле, и как исчисляемое, когда речь идет о каком-либо отдельном предмете сделанном из этого вещества или более конкретном выражении какого-либо понятия:

     All plants need light. /Do you have a light by your bed?
     Houses were built of stone. /Wait! I have a stone in my shoe.
     Life is complicated./ He's had a really difficult life.

Некоторые слова также употребляются двумя способами, но как исчисляемые они имеют особое значение, которые непосредственно не вытекают из названия материала: a cloth скатерть для стола, a glass стакан/зеркало, an iron утюг, a paper газета.

Слово hair употребляется как неисчисляемое (но в отношении отдельных волос оно является исчисляемым):

     His hair is black.
     So why has he got two blonde hairs on his jacket?

RSS-материал