Пропустить навигацию.

OPENGLISH.RU: Open English Project OPENGLISH.RU: Open English Project

Грамматика

Введение

Грамматика изучает правила, по которым строится предложение, и очень часто она вызывает в школе (и потом) неприязнь, потому что эти правила кажутся бесконечными – не успел одно правило заучить, получаешь следующее и так годами. На самом же деле, грамматику можно сравнить с садовым участком – вглубь можно копать хоть до США, а вот внешние границы твердо заданы. И нашей задачей будет в самые сжатые сроки разобраться в главном и привести это в систему – затем уже можно будет более детально посмотреть на те или иные важные особенности английской грамматики.
Но не стоит относиться к грамматике как к чему-то, что нужно с отвращением проглотить как лекарство, и скорее перейти к каким-то интересным вещам. Грамматика отомстит и то, что было бы легко и понятно, если с ее помощью разобраться, будет вместо этого вызывать постоянные вопросы и недоумения. И наоборот, если отнестись к ней с уважением и увидеть, что она тоже может быть интересной, она ответит благодарностью и поможет вам освоить английский язык гораздо быстрее.

1. Как строится английское предложение

Построение английского предложения можно сравнить с детским конструктором, который состоит из определенного набора разного вида деталей, из которых сначала собираются типовые блоки, а затем из деталей и блоков – игрушечный домик (который может быть из одной или нескольких комнат).
Так же и при построении предложения сначала из слов-«деталей» собираются по определенным правилам типовые словосочетания-«блоки» и из них уже создается предложение-«домик» (и так же он может состоять из одного простого предложения-«комнаты» или нескольких). А грамматику можно сравнить с инструкцией по сборке, прилагаемой к такому конструктору.
В любом случае суть грамматики – в разбиении предложения на части. Сначала, при изучении, это делается постепенно, выделяя разные типовые куски, а потом при опыте – уже автоматически, без особых раздумий.

2. Части речи

Как мы уже договорились, отдельные слова мы сравниваем с деталями конструктора, из которого мы будем постепенно собирать предложения. Такие «детали» могут быть разных видов и их, как и в русском, наызвают частями речи. Это, как раз, обычно особых проблем не вызывает. Например, существительные обозначают людей и предетов, прилагательные – их свойства и качества, а глаголы – действия и состояния.
В английском все, по сути, так же, а с некоторыми отличиями мы постепенно разберемся.
Можно сразу добавить, что части речи можно разделить на две группы – смысловые (существительное, прилагательное, глагол и наречие) и служебные (предлог, союз и еще некоторые, где и будут определенные отличия).

И, конечно, надо помнить, что в английском языке часто одно и то же слово может принадлежать к разным частям речи – kiss может быть и существительным и глаголом, like – и глаголом и предлогом и т.п. Такое встречается и в русском (хотя и гораздо реже) – например, «военный» – это и прилагательное и существительное).

3. Словосочетания

Словосочетания, которые строятся по определенным правилам (типовые блоки в нашей аналогии с конструктором), есть в любом языке и русском тоже, но надо учитывать, что именно важность словосочетаний является отличительной особенностью английского языка. Сначала пример на русском:

Мой брат будет выступать на собрании.

Это предложение можно разбить на смысловые части и каждую часть можно упростить так, что получится тоже грамматически правильное предложение:

[Мой брат] [будет выступать] [на собрании].
[Он] [выступит] [там].

То есть, каждая такая часть «работает» в предложении как единое целое, как одно слово. При этом, несмотря на большую гибкость русского языкак в этом отношении, слова из одной части переносить в другие как попало нельзя (совсем не годится, например, «[брат] [будет выступать] [на мой собрании]») и возможности перестановки слов внутри частей тоже несколько ограничены («брат мой» звучит очень литературно, а «собрании на» не скажет никто).

Теперь переведем наше предложение на английский:

[My brother] [will talk] [at the meeting].

И здесь можно составить похожее грамматически предложение, где каждый элемент будет представлен только одним словом:

[he] [talked] [there].

Здесь уже прошедшее время (будущее время передать в английском языке одним словом можно в очень редких случаях), но идея та же – одно слово «работает» в смысле грамматики так же, как словосочетания в первом примере.

В английском языке такое разбиение на части еще важнее, так как, если по-русски мы можем свободно сказать, например, «На собрании будет выступать мой брат», то в английском определенное изменение порядка частей предложения тоже возможно, но подчиняется гораздо более жестким правилам. А уж перенос слов внутри таких частей чаще всего невозможен вообще (такие сочетания как ‘brother my’, ‘talk will’ и т.п. в английском языке исключены).

Отсюда и необходимость знать, как составляются такие части и как их расставлять в предложении. И сразу можно сказать, что в английской грамматике есть вполне четкая квалификация таких группп (их пять). Вот это уже довольно непривычно, но может быть и вполне интересным.

4. Члены предложения – зачем они?

Обычно еще в школе достаточно легко даются названия частей речи (существительное, глагол и т.п.), а вот члены предложения кажутся гораздо более сложными. Может быть, лучше от них вообще отказаться хотя бы при изучении английского? Хватит того, что годами зубрили это в школе на уроках русского?
Нет, не стоит и вот почему. Именно члены предложения наиболее тесно связывают написанные или произнесенные предложения с реальностью. Посмотрим на примере:

Джейн любит Джека.
Jane loves Jack.

Части речи дают общее название классу предметов и, например, имя собственное «Джейн»/'Jane' само по себе только называет любую женщину или девочку в мире, которую так зовут (и их довольно много и то же самое с мужчинами, которых зовут Джек). В предложении уже описывается конкретная связь между двумя тоже совершенно конкретными людьми и «Джейн» – это подлежащее, а «Джек» - дополнение. Таким образом, именно члены предложения описывают то, что происходит в реальности, а части речи лишь называют без конкретики предметы, качества, действия и т.п. Еще один пример:

Кошки любят воду.
Cats like water.

Здесь уже гораздо более общий смысл (речь о всех кошках и воде вообще), при переводе изменился глагол (love здесь не подходит) и можно спросить, а так ли это в действительности, но грамматическая конструкция та же самая и мы на роли подлежащего и дополнения просто находим другие слова. И тоже появляется конкретика – кто именно и чего именно любит. И снова все тот же пример, который уже был:

[Мой брат] [будет выступать] [на собрании].
[My brother] [will talk] [at the meeting].

Здесь уже нет дополнения, но появился еще один член предложения (обстоятельство), – «на собрании». Если взять это словосочетание (предложный оброт) отдельно, оно может относиться к любому из миллионов собраний, которые происходят в мире, а в данном предложении оно описывает, где будет выступать именно мой брат.
Также на этом примере видно, что членами предложения могут быть не только отдельные слова, но и группы слов (то есть, как раз те «строительные блоки», о которых мы и говорили).
Таким образом, в грамматике нужно твердо различать формы (слова и словосочетания) и грамматические роли/функции (члены предложения).

Если это понятно, то дальше этот пункт можно не читать, но на всякий случай два примера.

5. Термины

Многих пугает само слово – «термин», не говоря о том, что широко распространено убеждение, что чем их при изучении грамматики меньше, тем лучше.
Представим себе городского жителя, который приехал в деревню. Если он приехал отдохнуть и будет говорить: «Вон то белое животное с рожками» или «Вон те деревья с белыми цветочками», то это вызовет улыбку, но раздражать никого не будет. Но если он решил там остаться и устроиться на работу, то ему, конечно, необходимо будет запомнить названия животных и сельскохозяйственных растений. И можно сказать, что «овца», «бык», «озимые» и т.п. – это тоже термины, применяемые в этой области.
Причем первична, конечно, реальность – названия могут быть разными и в разных языках и даже внутри одного (например, корову можно назвать «буренкой» и это будет тоже всем понятно).

Точно так же и в грамматике: «термины» – это названия того, с чем имеют дело при изучении предложения, и грамматическая терминология – это язык, на котором это все можно обсуждать. Грамматических терминов гораздо меньше, чем принято думать, зато потратив немного времени на то, чтобы освоить этот язык, потом можно сэкономить гораздо больше времени и усилий, так как этот язык поможет быстрее разобраться во многих вещах.

Многих пугает само слово – «термин», не говоря о том, что широко распространено убеждение, что чем их при изучении грамматики меньше, тем лучше.
Представим себе городского жителя, который приехал в деревню. Если он приехал отдохнуть и будет говорить: «Вон то белое животное с рожками» или «Вон те деревья с белыми цветочками», то это вызовет улыбку, но раздражать никого не будет. Но если он решил там остаться и устроиться на работу, то ему, конечно, необходимо будет запомнить названия животных и сельскохозяйственных растений. И можно сказать, что «овца», «бык», «озимые» и т.п. – это тоже термины, применяемые в этой области.
Причем первична, конечно, реальность – названия могут быть разными и в разных языках и даже внутри одного (например, корову можно назвать «буренкой» и это будет тоже всем понятно).

Точно так же и в грамматике: «термины» – это названия того, с чем имеют дело при изучени предложения, и грамматическая терминология – это язык, на котором это все можно обсуждать. Грамматических терминов гораздо меньше, чем принято думать, зато потратив немного времени на то, чтобы освоить этот язык, потом можно сэкономить гораздо больше времени и усилий, так как этот язык поможет быстрее разобраться во многих вещах.

6. Грамматика – это наука, а не устав караульной службы.

Распространненная ошибка – пытаться найти в том или ином пособии по грамматике или какую-то общую единственно правильную методику изучения грамматики или в каком-то частном вопросе окончательно и бесповоротно разобраться как правильно. И если этого не получается сделать, часто следует разочарование в грамматике.
Нет, не стоит стремиться к «абсолютной истине», так как ее не бывает. Как в физике есть, например, волновая и корпускулярная теории света, так и в грамматике много неоднозначных и спорных вещей. Это не только не плохо, но и делает ее гораздо интереснее при изучении, если об этом помнить.

Небольшой итог введению в курс

Грамматика – это система с четко очерченными границами. Понять и освоить эту систему можно в весьма сжатые сроки, а затем уже углубляться в те или иные ее части по мере необходимости.

1. При изучении грамматики мы будем использовать аналогию с детским конструктором. Отдельные слова сравним с деталями такого конструктора, а виды слососочетаний - с типовыми блоками. Готовому предложению будет соответствовать собранный домик (из одной или нескольких комнат – простое или сложное предложение). Грамматика же - аналог инструкции по сборке таких домиков.

2. Отдельным деталям констрации соответствуют слова, которые классифицируются по частям речи, которые в свою очередь делятся на смысловые и служебные. Смысловых четыре – существительные, прилагательные, глаголы и наречия, и служебных чаще всего выделяют тоже четыре. Это союзы и предлоги, а также местоимения и уточнители (что это такое, мы скоро разберем подробно).

3. Из частей речи по определенным правилам собираются словосочетания («строительные блоки»). Например, «мой брат» или «будет петь». В предложении они «работают» как одно слово (например, вместо my brother можно сказать - he) и порядок слов внутри таких сочетаний в английском языке обычно жестко задан (нельзя говорить brother my).

4. Слова и словосочетания играют определенные грамматические роли (или выполняют определенные функцции - кому как нравится) в данном конкретном предложении – так же те или иные актеры играют в определенных ролях (или разные детали или блоки служат в качестве стен или потолка в готовом домике). Такие роли называются членами предложения и в английском они немного отличаются от привычных русских – в чем нам предстоит разобраться.

5. Не надо бояться грамматических «терминов». Многие, увидев незакомое слово в учебнике грамматики, сразу же его закрывают и из-за лени узнать, что это такое и из страха, что таких слов дальше будет множество (даже иногда рассказывают о сотнях и тысячах терминов, которые придется учить вместо «живого языка»). Нет, в грамматике терминов очень и очень мало, а стоящие за ними понятия помогут в освоении английского и в том числе живого и разговорного.

6. Грамматика – это наука и как в любой науке в ней нет и не может быть каких-то абсолютных истин. Есть разные подходы, теории, разные авторы предлагают свое видение тех или иных вещей и именно это делает грамматику интересной. Есть общее правило – легче пять часов заниматься тем, что интересно, чем десять минут - тем, что скучно. Постарайтесь заинтересоваться грамматикой и она отплатит вам, поможет в изучении языка.

ГЛАВА 1

Описываем главное действующее лицо в предложении. Подлежащее.

1-1. Подлежащее и группа существительного

Сказать в предложении можно, разумеется, о чем угодно, но в самом простом, базовом (и самом распространенном) случае главное «действующее лицо» в предложении – это человек, животное или какой-то предмет. Он или что-то делает или о нем что-то говорится.
Этому человеку или предмету из реальности соответствует в предложении Подлежащее (названия ролей, т.е. членов предложения, мы будем пногда писать с большой буквы, чтобы их выделить).

И в этой роли выступает обычно существительное и даже чаще группа существительного (в русском языке, если кто помнит, подлежащее – это чаще только одно слово). Главная часть такой группы – это, конечно, существительное и посмотрим на самое важное в этой части речи, а потом – как образуются такие группы.

Существительные, как и в русском, могут быть собственными и нарицательными:

Собственные: Jack Джек, London Лондон, England Англия, Russia Россия…
Нарицательные: boy мальчик, table стол, city город, air воздух, water вода…

Нарицательные существительные могут быть исчисляемыми и неисчисляемыми. Неисчисляемые существительные не имеют множественного числа и их нельзя пересчитать – «много воздухов» или «один воздух, два воздуха, три воздуха…» звучит крайне неестественно.
Так же и в английском языке, только это имеет еще большее значение и мы скоро это увидим.

К исчисляемым существительным относятся такие, которые обозначают людей, животных, растения (cat кошка, bird птица, flower цветок), то, что имеет определенную форму (car машина, chair стул), а также же, например, единицы измерения (hour час, dollar доллар) и отдельные элементы чего-либо (atom атом, drop капля). Некоторые абстрактные существительные также относятся к исчисляемым (idea идея, scheme схема).

И к неисчисляемым относятся твердые вещества (bread хлеб, cotton хлопок) газы и жидкости (water вода, smoke дым) языки (English английский, Russian русский) и большинство абстракций (ignorance невежество, peace мир)

Причем надо помнить, что одно и то же существительное может быть неисчисляемым в одном своем значении, но исчисляемым в другом. Например, wine (вино) неисчисляемое существительное, когда мы говорим о конкретном количестве вина, но исчисляемое и может быть во множественном числе – wines, когда речь о видах вина.

В описанной выше последовательности мы и будем дальше работать. Той или иной части описываемой предложением реальности соответствует свой член предложения. И его мы «заполняем» подходящей формой.

RSS-материал