Пропустить навигацию.

OPENGLISH.RU: Open English Project OPENGLISH.RU: Open English Project

4. Члены предложения – зачем они?

Обычно еще в школе достаточно легко даются названия частей речи (существительное, глагол и т.п.), а вот члены предложения кажутся гораздо более сложными. Может быть, лучше от них вообще отказаться хотя бы при изучении английского? Хватит того, что годами зубрили это в школе на уроках русского?
Нет, не стоит и вот почему. Именно члены предложения наиболее тесно связывают написанные или произнесенные предложения с реальностью. Посмотрим на примере:

Джейн любит Джека.
Jane loves Jack.

Части речи дают общее название классу предметов и, например, имя собственное «Джейн»/'Jane' само по себе только называет любую женщину или девочку в мире, которую так зовут (и их довольно много и то же самое с мужчинами, которых зовут Джек). В предложении уже описывается конкретная связь между двумя тоже совершенно конкретными людьми и «Джейн» – это подлежащее, а «Джек» - дополнение. Таким образом, именно члены предложения описывают то, что происходит в реальности, а части речи лишь называют без конкретики предметы, качества, действия и т.п. Еще один пример:

Кошки любят воду.
Cats like water.

Здесь уже гораздо более общий смысл (речь о всех кошках и воде вообще), при переводе изменился глагол (love здесь не подходит) и можно спросить, а так ли это в действительности, но грамматическая конструкция та же самая и мы на роли подлежащего и дополнения просто находим другие слова. И тоже появляется конкретика – кто именно и чего именно любит. И снова все тот же пример, который уже был:

[Мой брат] [будет выступать] [на собрании].
[My brother] [will talk] [at the meeting].

Здесь уже нет дополнения, но появился еще один член предложения (обстоятельство), – «на собрании». Если взять это словосочетание (предложный оброт) отдельно, оно может относиться к любому из миллионов собраний, которые происходят в мире, а в данном предложении оно описывает, где будет выступать именно мой брат.
Также на этом примере видно, что членами предложения могут быть не только отдельные слова, но и группы слов (то есть, как раз те «строительные блоки», о которых мы и говорили).
Таким образом, в грамматике нужно твердо различать формы (слова и словосочетания) и грамматические роли/функции (члены предложения).

Если это понятно, то дальше этот пункт можно не читать, но на всякий случай два примера.

В театре есть определенный состав актеров и вне спектаклей никакой особой связи между ними может и не быть (а если и есть какие-то отношения, то это их личное дело). А вот роли конкретного спектакля уже между собой тесно связаны. Если ставится пьеса о Петре Первом, то рядом с ним верный друг Сашка Меньшиков, его жена Екатерина, еще какие-то конкретные люди и все они (за исключением безличной массовки) имеют определенные отношения. И задача режиссера из имеющихся актеров (в большом театре их можеть быть очень много, а если речь уже о фильме, то вариантов тысячи) назначить кого-то на эти определенные роли.

Обычно о форме говорят применительно к предметам, но и актеры тоже имеют такого рода особенности – высокие и небольшого роста, полные, атлетически сложенные или худые и т.п., И при выборе актера на ту или иную роль это надо учитывать – в хоть сколько-то серьезном спектакле актер маленького роста не может играть Петра (или, например, высокий человек – Наполеона), но всегда есть определенный выбор и даже в разные дни ту или иную роль могут исполнять разные актеры.

Так же и при построении предложения. Те слова, которые мы выберем для какого-то конкретного предложения, будут уже не отдельными словами из списка в словаре (сравним со списком актеров театра или в базе киноактеров), а определенным образом связанными межу собой (так же как связаны между собой герои пьесы или фильма). Это и есть те грамматические роли, которые можно сравнить театральными ролями (Петра, Меньшикова и т.п.) – они существуют именно в связи друг с другом, в данном предложении и данном спектакле. И какие-то слова годятся для какой-то определенной роли, а какие-то и нет.

Причем, если форм отдельных слов (Джейн, Джек/Джека, вода/воду , любит/любил/люблю, брат и т.п.) очень много, но достаточно ограниченное количество, то словосочетаний (мой брат, ее брат, наша кошка, будет выступать, будет петь и т.п.) можно придумать сколько угодно. Но все равно это тоже формы, правильное построение котоых можно изучать отдельно. Грамматические роли же (на каждую мы выбираем ту или иную форму) существуют только в связи с друг другом в конкретном предложении.

А как же сравнение с домиком, почему теперь аналогия с театром? Слово «роль» немного проще и понятнее, чем «функция», но и с ним ничего сложного нет. Функция на древнегреческом означает работу (функционировать – это работать). То есть, выполнять ту или иную функцию – это выполнять какую-то работу. И в любом доме его составные части выполняют разные функции – на пол не повесишь картину, а по стене нельзя ходить. И таких основных составных частей-функций немного (фундамент, пол, стены, потолок, крыша), а выбор готовых материалов, которые можно использовать для этих частей, гораздо шире – кирпичи, доски, оконные рамы и т.д. и т.п. (то есть, опять-таки детали и типовые блоки).
И главная идея совершенно та же. Есть определенный выбор форм (которые отдельно лежат на складе) и из них мы выбираем то, что станет функциональными частями дома (и уже будет жестко связано друг с другом) в данном конкретном случае.