Пропустить навигацию.

OPENGLISH.RU: Open English Project OPENGLISH.RU: Open English Project

2-4. Существительные как замена прилагательным

 

И, разумеется, прилагательные (и их группы) могут использоваться тоже для описания качеств предметов уже в роли определений/modifires, которые в английской грамматике входят в группу существительного:

a small boat
my red car
her big house
that high mountains

В этой же роли могут быть и существительные и в ряде случаев такое сочетание сливается в единое смысловое целое.

Составные существительные (compound nouns) состоят из двух (или даже более) слов, которые рассматриваются как единая лексическая единица. Такие слова могут писаться:

(1) как одно слово: railway, headache
(2) через черточку: tooth-brush, mouse-trap
(3) как отдельные слова: flower shop, police station.

Какие-либо точные правила отсутствуют (и некоторые слова могут писаться по-разному в разных англоязычных странах), и можно только сказать, что чем чаще употребляется такое сочетание, тем вероятнее, что оно пишется вместе.

Первое существительное обычно всегда сохраняет форму единственного числа, хотя и относится к нескольким предметам:

[A flower] shop is a shop where flowers are sold.
[A bookcase] is a case where books are kept.
[A tooth-brush] is a brush for cleaning teeth.

Это же относится к некоторым словам, которые сами по себе обычно употребляются с окончанием -s: a trouser leg, a trouser pocket, a spectacle case (=case for holding spectacles), pyjama tops (tops of pyjamas). Но чаще такие существительные сохраняют окончание -s и в составных словах: newspaper, clothes hanger, means test, goods train, lodgings bureau, savings bank.

При этом:

(1) Если второй элемент в составной форме - неисчисляемое слово, то оно не имеет формы множественного числа: homework, moonlight, sunshine.

(2) Если второй элемент - исчисляемое слово, то оно во множественном числе принимает окончание -s: railways, bookcases, tooth-brushes, information offices.

Но если первым элементом являются слова man или woman, то оба элемента обычно ставятся во множественное число: menservants, men students, women students, women drivers, gentlemen farmers. В таких словах первый элемент всегда в единственном числе в словах man-holes и woman-haters, в которых ударение скорее на holes и haters, чем на man и woman. Первый элемент остается в единственном числе в boy friends, girl friends, lady drivers.

(3) Если составное существительное имеет форму count noun + preposition/ prepositional phrase, то форму множественного числа принимает элемент-существительное: looker-on/lookers-on, passer-by/passers-by, brother-in-law/brothers-in-law, grant-in-aid/grants-in-aid, man-of-war/men-of-war.

(4) составные существительные, которые имеют форму adjective + preposition/adverb принимает окончание множественного числа в конце такого слова: close-ups, grown-ups, lay-bys, pullovers, sit-ins, stand-bys, take-offs.

(5) Существительные, имеющие окончание -ful, образуют множественное число таким образом: bucketfuls, mouthfuls, spoonfuls (но можно и spoonsful и т.п.).
Но для a bucket full of water возможно только buckets full of water.

(6) несколько составных существительных, типичных для юридического языка, и имеющие форму count noun + adjective, во множественном числе выглядят так: attorneys general, courts-martial, notaries public.

Фамилии могут употребляться во множественном числе:

I see that the Robinsons are having their house repainted (имеются в виду Mr и Mrs Robinson, а также любые членных их семьи). При произношении добавляется /ɪz/, /z/ or /s/, а на письме –s (the Bowmans) или es (the Joneses, the Churches. Написание самой фамилии при этом не меняется: Mr. and Mrs. Berry = the Berrys.

Составное существительное представляет из себя сочетание из двух (или более слов), которое приобрело собственное значение: например словом bookcase нельзя назвать любой ящик или коробку, куда кладут книги – так называется только книжный шкаф. Как правило, можно употреблять только такие сочетания, которые уже приняты (т.е. очень рискованно придумывать свои слова типа cupcase, bootcase, clothescase и т.п.). Но при отдельном описании в ряде случаев возможно строить сочетания по шаблону: coal mine, gold mine, silver mine, diamond mine и т.п.

Сочетания типа noun + noun можно разделить на две группы:

1. Основное ударение падает на первый элемент сочетания, как например, в ‘school ,friend или ‘bathing ,costume. Таким образом, выражается «подкласс»: ‘a gold mine' – это разновидность шахты, а 'a flower shop' – разновидность магазина и т.п.

Еще примеры: blood test, bus driver, danger signal, fire station, fish market, market town, music teacher, police station, space ship, sound waves, telephone number, traffic lights, water works, electricity company, light rays, poison bottle, sports shirt, telephone message.

2. Основное ударение падает на второй элемент.

2.1. Это происходит похожим образном на те случаи, когда первое слово является прилагательным: ,good ‘friend или ,boiling ‘water). Таким образом a ,gold ‘watch – это часы, сделанные из золота. Другие примеры: cane sugar, a cotton shirt, an iron bar, a lead pencil, a leather belt, rubber gloves, a silk tie, a steel girder.
A 'sports shirt - рубашка, которую используют для спорта, в то время как a cotton ‘shirt – рубашка, сделанная из хлопка. В таких сочетаниях wood и wool обычно можно заменить на wooden и woolen – например, wooden stool, woollen pullover.

Есть разница между a 'wood,shed (сарай для хранения дров) и a ,wooden ‘shed (сарай, сделанный из дерева). Слова golden, leaden and silken также могут употребляться по тому же шаблону, что и wooden, но только в поэтическом языке или фигурально:

a golden opportunity a leaden sky a silken thread

2.2. Так же ударения падают в следующих примерах:

table drawer, bedroom furniture, bedroom window, city centre, town hall, school clock, government department, summer holidays, mountain roads.

Ящик относится к столу, праздник происходит летом и т.п.

Есть существенная разница:

a danger signal /a dangerous corner
a music teacher /a musical instrument
a poison bottle /a poisonous snake
a science lesson/ a scientific experiment
the city centre/ a civic reception
a mountain road/ a mountainous country

Прилагательное dangerous и т.п. относится к главному слову в сочетании, но danger не описывает слово "signal', а говорит о том, для чего оно используется.

Иногда прилагательные используются вместо существительных, чтобы описать «подкласс» - наравне с law school употребляется medical school, т.е. учебное заведение, где учат медицине. При этом есть разница в ударениях между ‘medical ,school и ,medical ‘history (во втором случае medical употребляется как «чистое» прилагательное, такое же как musical).