Cодержание третьей главы
Подведем итог по тому, что мы узнали о глагольной группе.
1. Необходимо четко различать физическое и грамматическое время. Физическое время – понятие из окружающей нас реальности - прошлое. которое уже прошло, некий момент, называемый настоящим. и будущее. которого еще нет, но мы можем о нем что-то предполагать. Грамматическое время – это форма глагола, призванная обозначать, к какому физическому времени эта форма относится.
2. Есть три служебных глагола (все три могут быть и смысловыми), с помощью которых образуются составные глагольные формы: be (быть), have (иметь), do (делать). При образовании сложных грамматических времен они сочетаются с неличными формами: причастие настоящего времени – walking, breaking, причастие прошедшего времени – walked, broken, инфинитив – walk, break.
3. Два базовых грамматических времени:
■ Простое грамматическое время обозначает действие, которое говорящий воспрнимает целиком, полностью и чаще всего, действия, которые описываются простым грамматическим являюся регулярными, повторяющимися. 'I work there'
■ Продолженное настоящее время образуется с помощью вспомогательного глагола be (в соответствующей личной форме) и причастия настоящего времени и обозначает действие в процессе, в момент совершения, еще не знаконченное:I am working.
4. Глаголы состояния не передают процесса изменения и поэтому в продолженном времени звучат очень неестественно. К глаголам состояния относятся:
■ Глаголы be и have.
■ Такие глаголы как, например, belong, cost, measure, resemble: This costs more than I expected. This camera belongs to me.
■ Глаголы физического восприятия hear, see, smell, taste: I hear you, I see you, I smell gas, I taste pepper in it.
■ глаголы, выражающие эмоционально-умственные состояния: believe, know, like, love, regret, remember, think, understand, want, fear и т.п.: I like it.
Кроме того, продлженное время не употребляется с так называемыми «глаголами декларации». Например, suggest (предлагать): I suggest…
5-6. Простое и продолженное времена можно перенести в прошлое и будущее: I bought this bag in London. I was writing an important letter. I will work here. I will be working.
7. Совершенное простое грамматическое время выражается с помощью глагола have и причастия прошедшего времени и употребляется для описания действий в прошлом, когда говорящий хочет подчеркнуть связь с настоящим временем или когда эта связь существует объективно: I have written a letter. Совершенное продолженное грамматическое время образуется с помощью глагол be в совершенной форме и причастия настоящего времени и выражает связь с настоящим действия в процессе: She has been waiting for three hours.
8-9. Совершенные времена можно перенести в прошлое и будущее: By three o'clock he had answered only half the letters. I have been writing a letter. I'll have spent all my holiday money by the end of the week. On Saturday, we will have been living in this house for a year.
10. Таблица по всем грамматическим временам.
Простое
Jack watches TV every day.
Jack watched TV yesterday
Jack will watch TV tonight.
Продолженное
Jack is sleeping right now.
Jack was sleeping when we arrived.
Jack will be sleeping when we arrive.
Совершенное простое
Jack has already eaten .
Jack had already eaten when we arrived .
Jack will already have eaten when we arrive.
Совершенное продолженное
Jack has been studying for three hours.
Jack had been studying for three hours before we arrived.
Jack will have been studying for three hours by the time when we arrive.
11. Иногда грамматическое время не соответствует физическому:
■ Простое настоящее может описывать будущее действие по жестко утвержденному плану, расписанию и т.п.: The ships leaves at six o'clock.
■ И с помощью продолженного настоящего описываются будущие предполагаемые действия согласно уже достигнутой договоренности или плану: I'm playing tennis this afternoon.
12. С помощью оператора (первый служебный глагол в групппе) высказывается отрицание и задаются вопросы: He will go there - he will not go there - will he go there? He is sleeping - he is not sleeping - Is he sleeping?
13. Модальных глаголов шесть: can, may, must, ought (to), will, shall.
14. Помимо свеого основного «назначения» Все модальные глаголы (кроме shall) могут, похожим на русский язык образом, выражать разной степени вероятности предположение. В английском сослагательность передается формой прошедшего времени, но аналога русской частице «бы» нет: if he knew, he would be glad.
При употреблении форм прошедшего времени модальных глаголов может быть три варианта:
(1) Прошедшее время модального глагола: She could read when she was 4.
(2) Предположение: He should be there now.
(3) Сослагательность: You might try to reach him at home.
15-17. Модальные глаголы:
CAN
(1) возможность совершить действие, как вследствие физической способности, так и вследствие разрешения: I can use a typewriter perfectly now.
(2) Предположение: It can be Jack's book.
COULD
(1) выражение способности что-то делать в прошлом: She could read Latin when she was twelve.
(2) Предположение: It could be in the cupboard.
(3) Сослагательность: Тоm could pass the examination, we all were sure of that.
MAY
(1) возможность что-либо сделать в результате разрешения: You may enter.
(2) Предположение: I may go to London tomorrow.
MIGHT
(1) Might не употребляется для выражения разрешения в прошлом.
(2) Очень неуверенное предположение: Joe might come with me.
(3) Сослагательность: You might try asking your uncle for a job.
MUST
(1) выражение обязанности, долженстования: Soldiers must obey orders without question.
(2) Очень уверенное предположение: He must be there by now.
OUGHT (to)
(1) необходимость что-либо сделать, но с ясно выраженным оттенком сослагательности: I really ought to phone Motherrrow morning.
(2) Предположение с достаточно сильной уверенностью: According to the map, this ought to be the way.
SHALL
(1) долженстование в а) литературных выражениях: Our day shall come; b) официальных документах Council meetings shall be public; c) вопросах: Shall we carry the box into the house? Мы должны внести ящик в дом?
(2) в предположениях не употребляется.
SHOULD
(1) как форма прошедшего врмени глагола shall для выражения долженствования в прошлом should не употребляется.
(2) Предположение с достаточно сильной уверенностью: According to the map, this should be the way.
(3) Сослагательность: Mr. Jones should go.
WILL
(1) решительное намерение: а) Решение что-то сделать, которое принимается в момент речи (с первым лицом) и решимость в более «глобальном» масштабе: Oh, I’ve left the door open. I’ll go and shut it. I will stop smoking! I really will!; b) Готовность, согласие, обещание/угрозу или приказ, т.е. то, что связано с намерением это совершить: I will lend you the book if you need it. George will help you.
(2) Уверенное предположение: There's somebody at the door. That'll be the postman.
WOULD
(1) решимость в прошлом: He would have his own way.
(2) Достаточно уверенное предположение: This seat would be mine?
(3) Сослагательность: It’s not everyone who would drive on a road like this with his own car
18. Еще два глагола, которые иногда используются как модальные.
■ Need (нуждаться): You needn't speak so loudly. Need he work so late?
■ Dare (отваживаться): I daren't look. How dare you speak to me like that?
19. Сложные формы инфинитива образуются по той же схеме, что и личные формы глагола: to drive → to be driving → to have driven → to have been driving
20. Модальные глаголы с совершенной формой инфинитива:
■ Выражается сослагательность (и действие могло или должно было совершиться, но не совершилось): You could have told me sooner;
■ выражается предположение: Jane is very late. She may have missed her train.
21. Модальность можно передать с помощью специальных сочетаний:
■ had better: You're ill. You had better see a doctor.
■ would rather / would sooner: I would rather stay here with you.
■ have to: I have to exercisemy dog every day.
■ be able to: He isn't able to understand it.
22. Два словосочетания выполняют ту же «работу», что и грамматические времена: be going to: Look at those clouds. It's going to rain, used to: I used to smoke.
23. Составные глаголы: I'm not selling it. I'm giving it away. She looked after the tomato plants.