4-4. Вопросительных местоимения и wh-вопросы.
Теперь нам понадибся еще одна группа местоимений – вопросительные:
Who кто: Who assisted you? кто вам помогал?
What что: What happened? что случилось?
Which который: Which of you is going with me? Кто из вас пойдёт со мной?
При этом who имеет специальную форму объектного падежа whom (которая, впрочем, употребляется редко и вместо этого обычно говорят просто who):
Whom/who do you desire to see? кого вы желаете видеть?
Таким местоимениям соответствуют вопросительные уточнители. причем местоимению who соответствует уточнитель whose, а остальные совпадают с ними по форме:
Whose book? чья книга?
What day? какой день?
Which side? какая/чья сторона?
Wh-вопросы начинаются с вопросительных местоимений who/whom/whose, what, which и вопросительных наречий where, when, why, how (если присмотреться, то слово how тоже имеет буквы w и h в своем составе).
Такие вопросы также задаются с инверсией оператора и подлежащего. но с очень важным ислючением. Когда вопрос относится к подлежащему – тогда сохраняется порядок слов утвердительного предложения:
Who broke the window? | Кто разбил окно? |
What broke the window? | Что разбило окно? |
Whose window was broken? | Чье окно было разбито? |
Вот это исключение надо запомнить и освоить – в таких предложениях нет перестановки и что это вопрос ясно только из наличия вопросительного слова. А вопросы к любому другому элементу тоже начинаются с вопросительного wh-слова, но уже обязательно с перестановкой оператора:
What does this mean? | Что это значит? (Вопрос к дополнению) |
What is he reading? | Что он читает? (Вопрос к дополнению) |
What is he doing? | Что он делает? (Вопрос к сказуемому в целом) |
Where was the table? | Где был стол? (Вопрос к обстоятльству) |
When did you meet Jack? | Где вы познакомились с Джеком? (Вопрос к обстоятельству) |
How did he do his work? | Как он сделал свою работу? (Вопрос к обстоятельству и сначала do используется как оператор, а потом – как смысловой глагол). |
How often do you see him? | Как часто вы с ним видитесь? (Вопрос к обстоятельству) |
What paper was he reading? | Какую газету он читал? (Вопрос к определению) |
How long have you known him? | Как давно вы его знаете? (Вопрос к обстоятельству) |
Таким образом, при таких вопросах жесткий порядкок слов (или, точнее, элементов) таков:
[Вопросительное слово/выражение] | + [оператор] | + [подлежащее] | + [вторая часть глагольной группы] | + [остальное]? |
[When] | + [did] | + [you] | + [meet] | + [Jack]? |
[How long] | + [have] | + [you] | + [known] | + [him]? |
Поэтому, например, неправильно сказать What it means? Здесь после вопросительного слова идет подлежащее, что недопустимо. Подлежащее нужно или заменять на вопросительное слово или перед ним должен быть оператор.
Все такие вопросы задаются обычно с ударением на вопросительное слово, но с падающей интонацией на последнем слове в предложении.
Обратим внимание, что такие вопросы по построению обычно соответствуют yes/no вопросам, к которым в начало прибавляется вопросительное слово/выражение:
What is he reading? / Is he reading?
When did you meet Jack? / Did you meet Jack?
(это, конечно, нарушается в очень коротких предложениях такого типа: Where was the table?, когда после удаления вопросительного слова полноценного предложения уже не получается)
И стоит отметить вопрос к существительному после предлога.
Возьмем два предложения:
He made it for [John] он сделал это для Джона.
He gave it to [George] он дал это Джеку.
По формальным правилам вопросы будут звучать так:
For whom did he make it?
To whom did he give it?
Но так уже обычно не говорят и в начало ставится только вопросительное слово, а предлог остается на своем месте в конце (а вместо whom говорят просто who. так как наличие предлога делает смысл ясным):
Who did he make it for? Для кого он это сделал? (буквально «кто он это сделал для?»)
Who did he give it to? Кому он это дал?